КРАУСС » » Земля вращается вокруг своей оси » Кривой рог
Страниц (7): [1] 2 3 4 5 6 7 »
1. гость - 21 Февраля, 2008 - 14:20:01


Нажмите для увеличения


История

Основан в XVII веке запорожскими казаками. Первое официальное письменное упоминание о Кривом Роге в «Описи основанных почтовых станций по речке Ингулец от Кременчуга до Херсона» датирован 27 апреля (8 мая) 1775 года.
Академик Василий Зуев в 1781 году предположил, что название города означает «кривой мыс» по извилистому руслу реки Саксагань в месте её впадения в реку Ингулец[1].
В 1860 году Кривой Рог приобрёл статус местечка в составе Херсонской губернии.
С начала добычи железной руды в 1881 году город пережил экономический подъём, а его население стремительно увеличивалось. Начало добычи железной руды положил Александр Николаевич Поль.
С 1919 года Кривой Рог — уездный город в составе Екатеринославской губернии.
Во время гражданской войны был одним из центров анархистского мятежа Нестора Махно.
С 1941 по 1944 годы город был оккупирован немецкими войсками и в значительной степени разрушен.
После окончания Великой Отечественной Войны Кривой Рог был отстроен и превращен в промышленный и транспортный центр области.
Город Кривой Рог очень протяженный (около 126 км в длину и всего 14 км в ширину). До начала XXI века центром города считалась его старинная часть (Центрально-Городской район) с улицами Карла Маркса и Ленина. В последнее время фактический центр города, в виду бурного развития торговой инфраструктуры, располагается на так называемом Соцгороде, где находится крупнейшая транспортная развилка (район «95 квартал») и большинство торговых комплексов, ночных клубов, кафе и ресторанов.
город Кривой Рог
укр. Кривий Ріг

Герб

Гимн: "Кривий Ріг - моє місто"
Статус: районный центр
Страна: Украина

Область: Днепропетровская область

Район: Криворожский район

________________________________________
Дата основания: XVIII век

Первое упоминание: 1775

Город с: 1919

День освобождения: 23 февраля 1944

________________________________________
Площадь: 430 км²

Климат: степной, континентальный
Геогр. координаты: 47°55′ с. ш. 33°15′ в. д. (G)


Население
690600 чел. (2007)

________________________________________
Время: UTC +2 поясн. / +3 летн.

Телефонный код: +380 564
Почтовые индексы: 50000 — 50479
Города-побратимы:
Нижний Тагил
Расстояния, км

Физическое По жд По автодорогам
до Киева:
349 450

Городской голова: Любоненко Ю. В.

из википедии
2. Test - 21 Февраля, 2008 - 14:21:20
Так ли прост железнодорожный мост?

Наверное, у каждого в детстве были свои заповетные места, к которым не подпускают взрослые, но куда так неудержимо тянет. Для нескольких поколений мальчишек Гданцевки и Черногорки таким запретным и потому особо притягательным объектом является большой железнодорожный мост, круглосуточно охраняемый бдительными военными. Да что уж говорить о мальчишках, если и среди вполне взрослых людей этот мост издавна окутан ореолом тайн и легенд.

Разобраться в его непростой истории нам помог Владимир Александрович ПЕТРУСЕНКО — профессиональный военный, а по призванию души — знаток, исследователь и ценитель истории железной дороги и железнодорожных сооружений. Как выяснилось, бытющее среди криворожан мнение о том, что наш мост — самый длинный или самый высокий в Европе, увы, не соответствует действительности. По своим линейным размерам (высота 40 метров, длина между береговыми устоями — 308 метров) мост не попадает в категорию рекордных. Но, тем не менее, сооружение это, действительно, неординарное.

В первую очередь, он интересен тем, что его создателем является Николай Апполонович Белелюбский — выдающийся ученый и инженер конца 19 века. Криворожский мост не случайно вошел во все каталоги его инженерных сооружений. При создании моста через Ингулец, Белелюбский впервые реализовал новые конструктивные идеи — использовал фермы с различным типом решетки: трехраскосые при длине фермы 53 метра и двухраскосые — длиной 96 метров.

Николай Апполонович Белелюбский остался в истории, как «отец русского мостостроения». Его инженерный гений проявился рано. 23-х летним, едва окончив Петербургский институт инженеров путей сообщения, он блестяще справился с ответственным заданием — заменил все деревянные мосты Петербургско-Московской железной дороги на железобетонные конструкции. При этом молодой инженер смог организовать дело таким образом, что движение поездов не останавливалось. Для этого он использовал старые деревянные пролеты в качестве помостов для нового строительства.

В 28 лет Белелюбский был избран профессором строительной механики и возглавил механическую лабораторию в родном институте. На протяжении полувека ни один крупный мост в России не был построен без активного участия Белелюбского. За 55 лет инженерной и научной деятельности он разработал более 100 проектов больших мостов, общая длина которых превышает 17 километров. В их числе — мосты через Волгу, Обь, Каму и Днепр. Кстати, грандиозный железнодорожный мост через Днепр сыграл ключевую роль в развитии Криворожского железорудного бассейна — он соединил донецкий уголь с криворожской рудой.

Нужно сказать, что со времени открытия Екатерининской железной дороги, объемы рудничного производства в Кривбассе значительно возросли. Не последнюю роль в этом сыграл и построенный в 1883 году большой железнодорожный мост через Ингулец. К сожалению, до настоящего времени он не сохранил свой первозданный вид. Разрушенный в годы Второй мировой войны, мост был восстановлен для движения поездов только в 1963 году. От первоначального облика остались лишь береговые устои, а на фундаменте старых опор были возведены новые. Кроме того, на правом берегу Ингульца была построена пятая дополнительная опора. При реконструкции моста были использованы фермы с треугольной решеткой, характерной для творческого почерка Лавра Проскурякова — ученика и последователя Белелюбского.

Следы крепления навигационных огней, сохранившиеся на опорах моста, свидетельствуют о том, что еще 40 лет назад река Ингулец была судоходной, по ней передвигались плоскодонные баржи — шаланды. На фотографиях моста, сделанных до 2000 года, хорошо видны фонари, отмечающие середину фарватера реки.

И хотя сегодняшний вид моста во многом отличается от созданного некогда Белелюбским сооружения, но и сейчас он впечатляет своим размахом, соразмеренностью форм, гармоничной красотой линий. И, как и прежде, притягивает к себе любознательных мальчишек из близлежащих микрорайонов.

Ольга ЧИСТЯКОВА, «Вестник Кривбасса».
3. гость - 21 Февраля, 2008 - 14:22:23
Загадки полуострова МОПР


Если подняться на высокую смотровую площадку МОПРа, город виден, как на ладони. Именно отсюда открывается одна из самых красивых криворожских панорам. Долгое время этот микрорайон представлял собой своеобразный полуостров, отделенный от материка скалами и рекой. Как и подобает старейшему поселку, МОПР имеет свою собственную историю, свои достопримечательности, наконец, свои предания и мифы.

Чем гордятся жители этого района? Прежде всего, славным рудничным прошлым. Большие залежи руды с высоким содержанием железа здесь расположены очень близко от поверхности. Не случайно, эти земли издавна привлекали многих рудопромышленников. В том числе и иностранцев. Перспективные шахты и рудники дали жизнь рабочему поселку. Активные разработки продолжались и после революции.

В 20-х годах передовому району дали имя международной организации помощи борцам революции — сокращенно МОПР. Район быстро развивался, активно застраивался. Поначалу улицы названий не имели, называли их просто колонками. Жилые постройки были простые, однотипные. Впрочем, один из домов выбивается из общего ряда. На его фронтоне до сих пор сохранились трудноразличимые цифры. При желании, можно усмотреть, к примеру, 1772, а можно и 1712. И хотя специалисты-краеведы к этому факту всерьез не относятся, местные жители необычным домом гордятся и уверены: здесь сокрыта какая-то важная историческая тайна.

В 30-е годы все мальчишки поселка увлекались авиацией. Да разве только они? Всенародным кумиром в те годы был прославленный летчик Валерий Чкалов. В советской стране авиацией увлекались все — поголовно и повсеместно. Но как объяснить возникновение МОПРовского феномена? Именно здесь, в маленьком изолированном рабочем поселке, выросли пятеро прославленных летчиков, Героев Советского Союза. На стене местной школы №5 висит мемориальная доска: здесь учились братья Борис и Дмитрий Глинки, Василий Мыхлик, Виктор Дудниченко и Иван Лавроненко.

И еще одна яркая достопримечательность: живописные МОПРовские скалы. В 60–70-е годы прошлого века здесь частенько проводились не только тренировки, но и ответственные соревнования по альпинизму и скалолазанию. Эти скалы — гордость Кривого Рога. Как уникальный природный геологический памятник они упомянуты в Украинской Советской энциклопедии.

Во многом благодаря этим скалам, надежно отделяющим МОПР от городской суеты, сложился своеобразный микромир этого поселка. Очень долгое время на МОПР можно было добраться только пешком, городской транспорт туда не ходил. В конце 40-х решили построить большую дорогу. Для этого необходимо было в скалах сделать прорез.

По поводу финансирования этих непростых и дорогостоящих работ среди жителей МОПРа до сих пор циркулирует версия, связанная с именем начальника стройконторы треста «Кривбассруда» некого Файнштейна. Говорят, что после войны он получил из-за границы огромное наследство. (В этом месте мнения слегка расходятся, суммы называют разные, но не менее миллиона рублей). Однако времена тогда были непростые. Товарища Файнштейна вызвали в соответствующие органы и по-хорошему попросили поделиться с трудовым народом. А куда ему было деваться? Вот, якобы на наследство Файнштейна и был построен прорез.

Так ли все было на самом деле — доподлинно неизвестно. Но то, что построили прорез на удивление быстро — это факт. Позже его значительно расширили и проложили трамвайные пути. В канун 53 годовщины Октябрьской революции, в ноябре 1970-го года трамвайный маршрут № 1 соединил улицу Украинскую с рудоремонтным заводом.

Еще одно МОПРовское предание связано с местонахождением свергнутого памятника Сталина с одноименной площади (нынешняя пл. Освобождения). В 1956 году, после развенчания культа личности, в течение одной ночи большой памятник демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Согласно одной из версий, монумент покоится на дне глубокого затопленного МОПРовского рудника. Но, вопреки этому мнению, один из старожилов района — Анатолий Стрюков — готов хоть сейчас указать точное место нахождения памятника. По его утверждению, монумент Сталина выбросили в ров рядом с прорезом, лишь слегка присыпав землей. В конце 50-х МОПРовские пацаны видели торчавшую из-под земли большую руку гипсового «отца народов».

В последнее время в воскресные и праздничные дни жители центрально-городского района слышат далекий красивый перезвон церковных колоколов. Церковь Иоанна Лествичника стала новой достопримечательностью МОПРа. Выбор святого покровителя не кажется случайным. Новый храм, расположенный за МОПРовскими скалами, вдали от центральных магистралей, символично отражает жизнь Преподобного Иоанна Лествичника, который был отшельником и пустынножителем.

История появления этой церкви—- самая свежая легенда МОПРа. Говорят, что деньги на строительство храма пожертвовал некий местный житель в благодарность Богу за чудесное спасение собственного ребенка, которого едва не растерзала собака. Судя по всему, это не более чем народное предание. По крайней мере, настоятель протоиерей Виталий Соловьев за создание этой церкви благодарит Промысел Божий и конкретных людей — Э.В.Самоткала и С.В.Синенко. Но как бы то ни было, главное совсем в другом — жители МОПРа очень гордятся своим храмом, говорят, что чувствуют себя увереннее под надежным покровительством одного из почитаемых православных святых.

Ольга ЧИСТЯКОВА, «Вестник Кривбасса».
4. Test - 21 Февраля, 2008 - 14:23:55
Визитка города

Речь идет о павильоне лодочной станции, который вот уже пять с половиной десятилетий украшает левый берег парка имени газеты «Правда».

Творение архитектора Василия Суманеева и скульптора Леонида Пержа (лепка выполнена Анатолием Ярошенко и Вячеславом Чижом) - яркий образец стиля «сталинская неоклассика» и является примером умелого сочетания природного ландшафта и архитектуры. Можно ли назвать это строение чудом? Ответ на этот вопрос дайте сами. С уверенностью можно утверждать лишь одно - павильон радует глаз не одного поколения криворожан. Фотография с видом лодочной станции наверняка отыщется в семейном фотоальбоме многих горожан. Прекрасное творение рук человеческих запечатлено на почтовых открытках, плакатах, полотнах художников.

Не в такие уж и далекие времена павильон соответствовал своему прямому назначению.

Здесь можно было взять напрокат лодку или водный велосипед, чтобы превратить отдых в активный и романтический. Возвращаясь домой, многие отдыхающие с восхищением рассказывали, как они катались по Ингульцу и Саксагани. Особенно нравились прогулки по воде родителям с детьми и влюбленным парам... Стоило такое удовольствие довольно дешево - 30 копеек в час.

Городская власть включила лодочную станцию в перечень памятников архитектуры местного значения, взяв ее на предварительный учет. А значит, есть шанс, что одно из оригинальных строений середины XX века удастся сохранить для потомков.


Святослав АЗАРКИН, Пульс региона , N 15
5. гость - 21 Февраля, 2008 - 14:24:55
Участки молодости нашей

Районы, как и люди, проходят свои жизненные циклы: зарождение, расцвет, зрелость и увядание. От некогда многолюдного и шумного рабочего поселка им. Чкалова сегодня сохранилось немного. Главное — безвозвратно ушла в прошлое атмосфера оптимизма и энтузиазма, изначально присущая молодежному поселку. О временах первоначальной застройки сегодня напоминают лишь названия трамвайных остановок — Первый и Третий участок.

До начала 30-х годов прошлого века на этом месте был всего лишь маленький железнодорожный разъезд — станция «Червонная». Дважды в сутки (утром — на Долинскую, ночью — на Днепропетровск) проходил пассажирский поезд. Ну, бывало, прогрохочет еще несколько товарных составов. И снова степная тишина. Рядом со станцией находилось лишь несколько маленьких домиков, росло четыре развесистых клена, был еще колодезь с прохладной водой. Город располагался в нескольких километрах к югу.

Все изменилось в 1931 году с началом строительства «Криворожстали». Станцию «Червонную» повсеместно начали вносить в расписание поездов. Сюда со всей страны съезжались строители, непрерывным потоком шли грузы. Бывший маленький неприметный разъезд стал одним из важных железнодорожных узлов. На большом склоне, в треугольнике между станцией и дорогами, которые вели на Широкое и Никополь, появились первые камышовые бараки. С них-то и началась история нового рабочего поселка.

Всю территорию поделили на 3 участка. За первые два года появилось более 100 жилых домов. Построили столовую, магазины, поликлинику, СШ 15, большой хлебозавод и стадион. Разбили красивый сквер.

В 1934-м пустили трамвай. Первый маршрут соединил поселок строителей с центром города. А в 1937 году уже вполне благоустроенному микрорайону дали имя кумира 30-х годов — прославленного летчика Валерия Чкалова.

Новая глава в истории этого микрорайона началась уже в послевоенный период. Полностью разрушенный поселок был восстановлен одним из первых в городе. Всего за год вырос целый квартал красивых коттеджей. Отстроены новые улицы Орджоникидзе, Тбилисская, им. Циолковского. По какому принципу выбирали названия большинства улиц — неизвестно. Но вот имя Орджоникидзе на карте поселка появилось совсем не случайно. В 1959 году, когда в центре поселка открывали памятник этому советскому наркому, здесь проживало много очевидцев памятного приезда Серго Орджоникидзе. Он посетил Кривой Рог в 1932 году. Старожилы вспоминали, что он нашел время не только для посещения стройплощадки металлургического завода, но и для того, чтобы заглянуть в дома простых рабочих, познакомиться с их житьем-бытьем.

Основное население этого микрорайона составляли молодые строители, приезжавшие сюда со всех уголков Советского Союза. Поселок они возводили очень старательно и с любовью, что называется для себя. Выстроили современный больничный городок, большой дворец культуры. Ну а особой гордостью поселка стал грандиозный бытовой комплекс, рассчитанный на 2000 человек. В нем было предусмотрено все: благоустроенные жилые помещения, столовая, баня, библиотека, комнаты отдыха. В начале 60-х годов этот комплекс считался одним из лучших в Советском Союзе. В смутные 90-е, не нашедшие нового хозяина, большие капитальные здания начали потихоньку разрушаться.

Сегодня, проезжая мимо Первого участка, еще можно лицезреть грандиозные руины. Вызывающие жалость и сожаление, эти остатки былого величия воспринимаются сейчас как памятник навсегда ушедшей советской эпохи.

Ольга ЧИСТЯКОВА, "Вестник Кривбасса".
6. Test - 21 Февраля, 2008 - 14:25:47
О чем рассказывают улицы?

«Есть улицы центральные, высокие и важные…» Помните эти строки из песни Ю.Антонова? Они посвящались тихим улочкам с красивыми поэтическими названиями. По ним приятно пройтись, полюбоваться их красотой и просто отдохнуть. В Кривом Роге тоже таких немало, но большинство улиц носят названия видных политических деятелей, в основном советских времен, передовиков труда, научных работников, наших известных земляков и, конечно же, героев Великой Отечественной войны. Одна из них – улица Груни Романовой. Расположена она в Ингулецком районе. Протяженность улицы довольно небольшая, всего лишь 841 метр, площадь – 5214 кв. метра. Жилые дома - в основном стандартные хрущевки, кстати, их 13. Многие криворожане знают, что на улице Груни Романовой расположились городская больница №11, школа-интернат №9, парк «Пионерский», в котором уютно разместилась детско-юношеская спортивная школа №2.

Для жителей этой улицы, казалось бы, ничего особенного в ней нет. Единственное, что привлекает внимание, так это барельеф, укрепленный на одном из жилых зданий. На нем - образ девушки и имя - Груня Романова. Информацию о ней мы попытались узнать у тех, кто каждый день проходит здесь по пути домой или на работу. Однако большинство людей лишь пожимали плечами, и только некоторые ответили, что это единственная девушка из группы подпольщиков Николая Решетняка, которая во время оккупации фашистскими войсками нашего города вела активною работу по подрыву установленного «новой властью» режима.

Более подробно о судьбе криворожанки «Металлургу» рассказала заведующая музеем комсомольцев-подпольщиков школы №15 Тамара Венгерак:

- Груня Романова была самой старшей среди пятерых подпольщиков – бывших учеников нашей школы. Напомню их имена: Николай Решетняк, Алексей Щербак, Анатолий Желтуха, Николай Ходич. 15 августа 1941 года фашистские войска вошли в Кривой Рог. Ребята, чтобы их не угнали в неволю, пошли на хитрость, поступили на работу в агрошколу, оттуда не забирали в Германию. Тогда у них возникла мысль о создании подпольной организации. За время оккупации они выпустили 45 листовок, общим тиражом 3000 штук, помогли в освобождении 600 узников тюрьмы. А в 1943 году, когда замолчали радиоприемники, так как фашисты прекратили подачу в город электроэнергии, ребята поступили на работу в немецкую радиомастерскую, чтобы иметь возможность слушать Москву и передавать информацию людям. В то время им было всего по 17 лет, Груне – 22. До войны она училась в школе рабочей молодежи, любила шить, вышивать, вязать.

17 августа 1943 года, по доносу, вся группа подпольщиков была арестована. Целый месяц длились страшные пытки, и 17 сентября их расстреляли в старом городском парке.

Как вспоминают очевидцы, после расстрела Груня была еще жива. Погрузив тела на подводы, полицаи привезли их на свалку за криворожским кладбищем, где были вырыты ямы. Когда тела были сброшены в могилы, девушка поднялась на колени, попыталась выбраться, но палач ударил ее лопатой… Груня Романова была зарыта заживо. Когда в феврале 1944 года Кривой Рог был освобожден, останки героев были перенесены в парк и в торжественной обстановке перезахоронены.

Сегодня этот парк в честь героев-подпольщиков носит название «Комсомольский». А на месте расстрела стоит монумент, напоминающий потомкам о тех событиях. Он выполнен известным криворожским скульптором А. Васякиным.

О Груне Романовой сохранилось мало информации, так как ее родных в нашем городе уже давно нет. В музее только хранится ее кофта, в которой она была накануне ареста. Ее как реликвию до конца жизни берегла мама Груни – Екатерина Кирилловна. Сохранились и некоторые фотографии девушки.

В конце 50-х - начале 60-х годов XX столетия, когда в Ингулецком районе формировалась новая улица, ее решили назвать в честь Груни, чтобы дети, которые будут расти здесь, знали и помнили историю родного города, людей, отдавших за его свободу свои жизни.

А что вы знаете об улице, на которой живете?



щотижневик ВАТ «АрселорМiттал Кривий Рiг»
Виктория Головко



Powered by ExBB 1.9.1
Original design created by Vjacheslav Trushkin. Converted to exBB by Markus®